Консультация для родителей «Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках»

Семейный портрет.

Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не хочет выразить словами. В забавных каракулях. кривых домиках, трогательных человечках спрятано самое сокровенное.

Чаще всего для определения психологического состояния ребёнка ему предлагают нарисовать семью. У малыша должен быть большой выбор цветных карандашей и белый альбомный лист.

Не стоит торопить художника, стоять у него над душой и комментировать рисунок в процессе рисования. Оставьте его наедине со своими мыслями, наберитесь терпения и ждите. Когда семейный портрет будет готов, расспросите ребёнка: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Особое внимание уделите анализу структуры рисунка. Сравнить реальный состав семьи с тем, который изображён ребёнком на бумаге. Важны порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным изображается наиболее значимый в понимании ребёнка член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.

Ребёнок может "забыть" кого-то нарисовать. Это может означать, что ребёнок конфликтует или боится этого родственника. А бывает, что на листе появляется несуществующий член семьи — братик или сестричка. Вывод однозначен: малышу не хватает общения с детьми.

Бывает, что ребёнок рисует себя огромного роста посередине листа, а родителей по бокам, маленькими. В этом случае автор рисунка подчёркивает, что его все обожают. Дети, обделённые родительским вниманием, изображают себя маленькими.

Чем чётче прорисована голова персонажа, тем больше ребёнок этого человека уважает. А если у кого-то из нарисованных персонажей не оказалось ни глаз, ни рта, ни носа, значит, ребёнок считает — этот человек недостаточно его любит и уделяет мало внимания.

Изображение семьи без самого художника — сигнал о конфликте, ребёнок чувствует себя в семье одиноким.

Штрихи и кляксы

То, как рисует малыш, также говорит о его психологическом состоянии.

Если много исправлений, значит, ребёнок находится в состоянии повышенной тревожности. Он не уверен в себе.

Желание выделиться, демонстративность выявляются у тех детей, кто любит украшать свои рисунки дополнительными деталями, цветочками, завитушками.

Слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка — признаки нестабильности, ребёнок быстро утомляется, психологически неустойчив.

Если все фигурки изображены мелко, композиция смещена к краю листа, то ребёнок не верит в свои силы. Скорее всего, кто-то из родных слишком давит на него, предъявляя завышенные требования.

Большие глаза на портрете говорит о чувстве страха.

Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, округлая, это говорит о его общительности и жизнерадостности. Закрытая поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

Большие кулаки, оружие, чётко прорисованные ногти и зубы могут быть признаком не агрессии, а выражением защитной формы поведения. Важно понять от кого или от чего ребёнок вынужден защищаться в реальной жизни.

Чёрно — белая радуга

С самого раннего возраста дети чувствуют цвета и выбирают их по своему настроению и мироощущению.

Обычно дети используют 5-6 цветов. это нормальный средний уровень эмоционального развития. Если ребёнок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это может указывать на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий, агрессия (красный, депрессия (чёрный). Используя только простой карандаш, художник сигнализирует, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Яркие и контрастные цвета говорят о комфортном состоянии. Всё, что ребёнок любит, он изображает в сочных тонах. Чёрно — белые тона или контур говорят о негативном состоянии.

Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

тёмно — синий -сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ

зелёный — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности

красный — сила воли, эксцентричность, агрессия, повышенная активность, возбудимость

жёлтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм

фиолетовый — фантазия, интуиция

коричневый — медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции

чёрный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях

серый — отсутствие цвета, безразличие, отстранённость, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Расшифровка художеств малыша — занятие очень тонкое. Только специалисты могут дать квалифицированную оценку. Родитель же может заметить моменты, которые насторожат или озадачат. В этом случае нужно сходить к психологу. Вдруг на самом деле малышу требуется помощь и поддержка профессионала