Методические рекомендации по уголкам природы в ДОУ

Общение с природой положительно влияет на ребенка,  делает его добрее, мягче.

  • Ознакомления с природой, воспитание любви к ней поможет уголок природы в группе, в котором должны содержаться комнатные растения. Ребенок дошкольник должен знать столько названий комнатных растений, сколько сам захочет, в зависимости от того, как воспитатель сумеет заинтересовать его этими объектами. Он может выучить труднозапоминаемые слова, но на самом деле о комнатных растениях не знать ничего; 
  • Показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве. Как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка. Зеленое царство комнатных растений начнет вызывать интерес ребенка, если мы, взрослые, будем постепенно вовлекать его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры. Начать знакомство с растениями лучше всего с видов с русскими «именами»: «Ванька мокрый» (бальзамин), «Щучий хвост» (сансевьера).
  • В последнее время в детских садах стали все чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Подбирая растения для разных помещений можно учитывать и особенности их влияния на здоровье: если в детском саду есть ребята, страдающие астмой – высаживаются одни растения, если ОРЗ – другие и т.п
  • Неотъемлемая часть воспитания ребенка рассматривается, как труд в уголке природы.. Нужно объяснить детям, что не все растения любят много воды. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения (например засухоустойчивые) погибают. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играет свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?
  • Предложите детям внимательнее изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка»). Пусть ребята расскажут, какими бывают растения (подберут определения), что они умеют делать (глаголы), что любят, а что нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений.. 
  • Старшие дошкольники могут стать экскурсоводами и поведать младшим о своих любимых питомцах. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие, обвести контур листа пальчиком (продолговатый, округлый, с выемками и т.д.) Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель – это, прежде всего воспитание бережного отношения к природе, а не научные исследования любой ценой. Эксперименты помогут дошкольникам понять, для чего они ухаживают за растениями. Например: на лист растения надевается полиэтиленовый пакет, который плотно закрывается. 
  • Через некоторое время на его стенках появляются капельки. Дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. Еще пример: не протирайте одни из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (обычно остается пыль). Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. Вывод: растения очищают в комнате воздухе, но и сами нуждаются в уходе. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям.

Скачать/Посмотреть "Методические рекомендации по уголкам природы в ДОУ"