Характеристика предметно развивающей среды

Характеристика компонентов
развивающей предметно-пространственной среды в образовательной деятельности МБДОУ д/с-о/в № 23.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №23 созданы все условия для воспитания здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.

Построение развивающей предметно-пространственной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Среда должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. К чему и стремится наш детский сад.

Среда должна выполнять: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность, эксперементирование с доступными детям материалами, двигательную активность, возможность самовыражаться. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении.

В каждой возрастной группе создана своя развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно реализовать те программы и технологии, по которым работают педагоги, которая содержит дидактические игры соответствующего содержания, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности детей.

В каждой возрастной группе с этой целью организованы различные зоны: игры и игрушки, художественного творчества, моторного и конструктивного развития, математического развития, речевого развития, зона детского экспериментирования, зона художественного чтения (книжный уголок), музыкальный и театральный, экологическая зона (природный уголок), зона физического развития и оздоровления детей (спортивный уголок).

Весь материал расположен в удобном, доступном для детей месте, соответствует программе и подобран по возрасту детей, постоянно пополняется и систематически обновляется. Дети имеют возможность закреплять полученные на занятиях знания в свободной игровой деятельности.

Все групповые помещения эстетически оформлены и имеют свой собственный стиль, что способствует художественно-эстетическому развитию детей и прививает чувство вкуса. В каждой раздевальной комнате имеются оригинальные родительские уголки, материал в которых подобран в соответствии с возрастом детей, с учетом запросов родителей и периодически обновляется.

В зоне ОБЖ созданы напольный и настольный макет улицы и дороги. Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. Богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений.

В методкабинете по ОБЖ собрана небольшая коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, авторами, которых являются дети, сформирован материал для работы с семьей, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях.

Методический кабинет в детском саду – это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка методической литературы и информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы: нормативные документы, педагогическая литература, методическая литература, детская литература, передовой педагогический опыт, парциальные программы педагогов детского сада.

Имеется обязательная документация: годовой план работы детского сада, методическая работа с кадрами, тетрадь протоколов заседаний совета педагогов, личный план работы с кадрами на месяц, журнал поступления и учета литературы, пособий, документация о состоянии учебно-воспитательной работы, журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.

В методическом кабинете собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека новой литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями.

Имеется стенд, в котором периодически размещаю консультации для педагогов в работе с детьми и родителями.

Для родителей оформляются фотоальбомы, стенды в которых отражены значимые события в жизни воспитанников МБДОУ д/с — о/в № 23.

Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство в детском саду систематически проходят различные конкурсы, участниками, которых являются воспитанники, родители. Дети, посещающие детский сад, становятся дипломантами и лауреатами районных конкурсов. Имеются грамоты и дипломы. Родители гордятся достижениями своих детей и детского сада.

Группы, спортивно-музыкальный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда, игровые площадки, экологическая тропа, тропа здоровья, площадка по дорожному движению, все эти компоненты развивающей среды помогают педагогам создать условия, максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального благополучия, способствуют лучшему усвоению детьми образовательной программы.

Таким образом, все содержание дополнительного образования предусматривает тесное взаимодействие взаимодополняющих процессов: обучения, воспитания, развития, индивидуального подхода и организации социального опыта детей. А созданная предметно-развивающая среда в МБДОУ д/с-о/в № 23 – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Образовательная среда является развивающей, так как она помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.